UNIX(7) | Руководство программиста Linux | UNIX(7) |
unix - сокеты для локального межпроцессного взаимодействия
#include <sys/socket.h> #include <sys/un.h>
unix_socket = socket(AF_UNIX, type, 0); error = socketpair(AF_UNIX, type, 0, int *sv);
Семейство сокетов AF_UNIX (также известное, как AF_LOCAL) используется для эффективного взаимодействия между процессами на одной машине. Доменные сокеты UNIX могут быть как безымянными, так и иметь имя файла в файловой системе (типизированный сокет). В Linux также поддерживается абстрактное пространство имён, которое не зависит от файловой системы.
Допустимые типы сокета для домена UNIX: потоковый сокет SOCK_STREAM, датаграмный сокет SOCK_DGRAM, сохраняющий границы сообщений (в большинстве реализаций UNIX, доменные датаграмные сокеты UNIX всегда надёжны и не меняют порядок датаграмм); и (начиная с Linux 2.6.4) ориентированный на соединение задающий последовательность пакетам сокет SOCK_SEQPACKET, сохраняющий границы сообщений и доставляющий сообщения в том же порядке, в каком они были отправлены.
Доменные сокеты UNIX поддерживают передачу файловых дескрипторов или учётных данных (credentials) о процессе другим процессам, используя вспомогательные (ancillary) данные.
Адрес доменного сокета UNIX представляет собой следующую структуру:
struct sockaddr_un { sa_family_t sun_family; /* AF_UNIX */ char sun_path[108]; /* имя пути */ };
Поле sun_family всегда содержит AF_UNIX. В Linux размер sun_path равен 108 байтам; также смотрите ЗАМЕЧАНИЯ ниже.
В различных системных вызовах (например, bind(2), connect(2) и sendto(2)) в качестве входных данных используется параметр sockaddr_un. Другие системные вызовы (например, getsockname(2), getpeername(2), recvfrom(2) и accept(2)) возвращают результат в параметре этого типа.
В sockaddr_un структуре различают три типа адресов:
При привязке сокета к пути для максимальной переносимости и простоте кодирования нужно учесть несколько правил:
offsetof(struct sockaddr_un, sun_path)+strlen(addr.sun_path)+1
Есть несколько реализаций по работе с адресами доменных сокетов UNIX, которые не следуют данным правилам. Например, в некоторых реализациях (но не во всех) добавляется конечный null, если если его нет в sun_path.
При написании переносимых приложений учтите, что в некоторых реализациях размер sun_pathравен 92 байтам.
Различные системные вызовы (например, accept(2), recvfrom(2), getsockname(2), getpeername(2)) возвращают адресные структуры сокета. В случае с доменными сокетами UNIX аргумент значение-результат addrlen, передаваемый вызову, должен быть инициализирован как описано выше. При возврате в аргументе содержится реальный размер адресной структуры. Вызывающий должен проверить полученное значение этого аргумента: если оно превышает значение до вызова, то не гарантируется наличие конечного null в sun_path (смотрите ДЕФЕКТЫ).
В реализации Linux учитываются права на каталоги, в которых располагаются сокеты. Создание нового сокета завершается ошибкой, если процесс не имеет права писать или искать (выполнять) в каталог, в котором создаётся сокет.
В Linux для подключения к объекту потокового сокета требуются права на запись в этот сокет; схожим образом, для отправки дейтаграммы в дейтаграммный сокет требуются права на запись в этот сокет. В POSIX ничего не сказано о влиянии прав файла сокета и в некоторых системах (например, в старых BSD) права на сокет игнорируются. Переносимые программы не должны полагаться на это свойство для обеспечения безопасности.
При создании нового сокета владелец и группа файла сокета назначаются согласно обычных правил. К файлу сокета разрешается любой доступ кроме выключенного процессом с помощью umask(2).
Владелец, группа и права доступа пути сокета можно изменять (с помощью chown(2) и chmod(2)).
Права на сокеты не учитываются у абстрактных сокетов: umask(2) процесса не учитывается при подключении к абстрактному сокету как и изменение владельца и прав доступа к объекту (посредством fchown(2) и fchmod(2)) не влияют на доступность сокета.
Абстрактные сокеты автоматически исчезают при закрытии всех открытых ссылок на них.
Пространство имён абстрактных сокетов является непереносимым расширением Linux.
В силу исторических причин эти параметры сокетов относятся к типу SOL_SOCKET, даже если они относятся к AF_UNIX. Они могут быть установлены с помощью setsockopt(2) и прочитаны с помощью getsockopt(2); тип SOL_SOCKET указывается в качестве семейства сокета.
Если в вызов bind(2) передано значение addrlen равное sizeof(sa_family_t), или для сокета, который не привязан к адресу явно, был указан параметр сокета SO_PASSCRED, то сокет автоматически привязывается к абстрактному адресу. Адрес состоит из байта null и 5 байтов символов из набора [0-9a-f]. Таким образом, максимальное количество автоматически привязываемых адресов равно 2^20 (в Linux 2.1.15, когда была добавлена автоматическая привязка, использовалось 8 байт, и, таким образом, ограничение было 2^32 адресов. В Linux 2.3.15 количество байт сократили до 5).
В следующих параграфах описываются специфичные тонкости доменов и неподдерживаемые возможности программного интерфейса сокетов для доменных сокетов UNIX в Linux.
Доменные сокеты UNIX не поддерживают передачу внеполосных данных (флаг MSG_OOB у send(2) и recv(2)).
Флаг MSG_MORE у send(2) не поддерживается доменными сокетами UNIX.
До Linux 3.4 использование MSG_TRUNC в аргументе flags у recv(2) не поддерживалось доменными сокетами UNIX.
Параметр сокета SO_SNDBUF учитывается в доменных сокетах UNIX, а параметр SO_RCVBUF — нет. Для датаграмных сокетов значение SO_SNDBUF считается максимальным размером для исходящих датаграмм. Это ограничение, вычисляемое как удвоенное значение (см. socket(7)) параметра, содержит меньше 32 байт накладных расходов.
Вспомогательные данные отправляются и принимаются с помощью sendmsg(2) и recvmsg(2). В силу исторических причин перечисленные типы вспомогательных сообщений относятся к типу SOL_SOCKET, даже если они относятся к AF_UNIX. Для того, чтобы отправить их, установите значение поля cmsg_level структуры cmsghdr равным SOL_SOCKET, а в значении поля cmsg_type укажите его тип. Дополнительная информация приведена в cmsg(3).
struct ucred { pid_t pid; /* идентификатор посылающего процесса */ uid_t uid; /* идентификатор пользователя посылающего процесса */ gid_t gid; /* идентификатор группы посылающего процесса */ };
При отправке вспомогательных данных с помощью sendmsg(2) посылаемое сообщение может содержать только по одному элементу каждого типа, из представленных выше.
По крайней мере один байт реальных данных должен быть отправлен при отправке вспомогательных данных. В Linux это требуется для успешной отправки вспомогательных данных через потоковый доменный сокет UNIX. При отправке вспомогательных данных через дейтаграммный доменный сокет UNIX в Linux необязательно отправлять какие-либо реальные сопровождающие данные. Однако переносимые приложения должны также включать, по крайней мере, один байт реальных данных при отправке вспомогательных данных через дейтаграммный сокет.
При получении из потокового сокета вспомогательные данные формируют своего рода барьер для полученных данных. Например, предположим, что отправитель передает так:
Предположим, что получатель теперь выполняет каждый вызов recvmsg(2) с буфером размером 20 байтов. Первый вызов получит пять байтов данных вместе с вспомогательными данными, отправленными вторым вызовом sendmsg(2). Следующий вызов получит оставшиеся пять байтов данных.
Если место, выделенное для получения входящих вспомогательных данных, слишком маленькое, то вспомогательные данные обрезаются по количеству заголовков, которые влезут в предоставленной буфер (или, в случае списка файловых дескрипторов SCM_RIGHTS, может быть обрезан список файловых дескрипторов). Если для входящих вспомогательных данных буфер не был предусмотрен (т. е., поле msg_control в структуре msghdr, указанное recvmsg(2), равно NULL), то входящие вспомогательные данные отбрасываются. В обоих случаях, в возвращаемом значении recvmsg(2) в msg.msg_flags будет установлен флаг MSG_CTRUNC.
Следующие вызовы ioctl(2) возвращают информацию в аргументе value. Корректный синтаксис:
int value; error = ioctl(unix_socket, ioctl_type, &value);
Значением ioctl_type может быть:
При создании сокетного объекта на уровне сокетов или файловой системы могут генерироваться другие ошибки. За дополнительной информацией обращайтесь к соответствующей справочной странице.
SCM_CREDENTIALS и абстрактное пространство имён появились в Linux 2.2 и не должны использоваться в переносимых программах. Некоторые клоны BSD также поддерживают передачу дополнительной информации (credential), но методы реализации передачи могут серьезно отличаться на разных системах.
Привязка сокета к имени файла создаёт сокет в файловой системе, который должен быть удалён создателем, когда необходимость в нём отпадёт (с помощью unlink(2)). Обычная система ссылок UNIX также подходит для работы с сокетами; сокет может быть удалён в любое время, а реальное удаление из файловой системы будет произведено при закрытии последней на него ссылки.
Для передачи файловых дескрипторов или учётных данных (credentials) через сокет SOCK_STREAM необходимо передать или принять, по меньшей мере, один байт не вспомогательных данных в том же вызове sendmsg(2) или recvmsg(2).
В потоковых доменных сокетах UNIX отсутствует такое понятие как внеполосные данные.
При привязке сокета к адресу Linux является одной из реализаций, которые добавляют конечный null, если он отсутствует в sun_path. В большинстве случаев в этом нет проблемы: когда адрес сокета возвращается, он будет на один байт длиннее чем был перед привязкой сокета. Однако такое неожиданное поведение может привести к следующему: если передаётся 108 не-null байтов при привязке сокета, то с дополнительным конечным null пути превышает длину sizeof(sun_path). В последствии при возврате адреса сокета (например, из accept(2)), если входной аргумент addrlen перед вызовом был равен sizeof(struct sockaddr_un), то в sun_path возвращаемой структуры адреса будет отсутствовать конечный null.
Также, некоторые реализации не требуют наличия конечного null при привязке сокета (для определения длины sun_path используется аргумент addrlen) и когда в этих реализациях возвращается адрес сокета, то в sun_path также отсутствует конечный null.
Приложения, которые получают адрес сокета могут содержать код (переносимый) для обработки случая, когда нет конечного null в sun_path, учитывая фактическое количество пригодных байт в пути:
strnlen(addr.sun_path, addrlen - offsetof(sockaddr_un, sun_path))
Или же приложение может перед получением адреса сокета выделить буфер размера sizeof(struct sockaddr_un)+1, который будет обнулён перед возвращением. Возвращающий вызов может задать в addrlen значение sizeof(struct sockaddr_un), и дополнительный нулевой байт здесь будет конечным null в строке, возвращаемой в sun_path:
void *addrp; addrlen = sizeof(struct sockaddr_un); addrp = malloc(addrlen + 1); if (addrp == NULL) /* обработка ошибки */ ; memset(addrp, 0, addrlen + 1); if (getsockname(sfd, (struct sockaddr *) addrp, &addrlen)) == -1) /* обработка ошибки */ ; printf("sun_path = %s\n", ((struct sockaddr_un *) addrp)->sun_path);
Данного беспорядка можно избежать, если гарантировать, что приложения, создающие путевые сокеты, следуют правилам, описанным в общих чертах выше в Путевые сокеты.
В следующем коде демонстрируется использование пакето-упорядочивающих сокетов для локального межпроцессного обмена. Он состоит из двух программ. Программа-сервер ждёт подключения программы-клиента. Клиент посылает свой каждый аргумент командной строки в виде отдельного сообщения. Сервер считает входящие сообщения как целые числа и складывает их. Клиент посылает строку-команду «END». Сервер посылает ответное сообщение, содержащее сумму чисел клиента. Клиент печатает сумму и завершает работу. Сервер ждёт подключение следующего клиента. Для остановки сервера, клиент вызывается с аргументом командной строки «DOWN».
Следующий вывод был записан при работе сервера в фоновом режиме и повторяющемся запуске клиента. Выполнение программы-сервера завершилось после получения им команды «DOWN».
$ ./server & [1] 25887 $ ./client 3 4 Результат = 7 $ ./client 11 -5 Результат = 6 $ ./client DOWN Результат = 0 [1]+ Done ./server $
/* * Файл connection.h */ #define SOCKET_NAME "/tmp/9Lq7BNBnBycd6nxy.socket" #define BUFFER_SIZE 12 /* * Файл server.c */ #include <stdio.h> #include <stdlib.h> #include <string.h> #include <sys/socket.h> #include <sys/un.h> #include <unistd.h> #include "connection.h" int main(int argc, char *argv[]) { struct sockaddr_un name; int down_flag = 0; int ret; int connection_socket; int data_socket; int result; char buffer[BUFFER_SIZE]; /* * Удалить сокет, оставшийся после последнего * некорректного завершения программы. */ unlink(SOCKET_NAME); /* Создание локального сокета. */ connection_socket = socket(AF_UNIX, SOCK_SEQPACKET, 0); if (connection_socket == -1) { perror("socket"); exit(EXIT_FAILURE); } /* * Для переносимости очищаем всю структуру, так как в некоторых * реализациях имеются дополнительные (нестандартные) поля. */ memset(&name, 0, sizeof(struct sockaddr_un)); /* Привязываем сокет к имени сокета. */ name.sun_family = AF_UNIX; strncpy(name.sun_path, SOCKET_NAME, sizeof(name.sun_path) - 1); ret = bind(connection_socket, (const struct sockaddr *) &name, sizeof(struct sockaddr_un)); if (ret == -1) { perror("bind"); exit(EXIT_FAILURE); } /* * Готовимся принимать подключения. Размер очереди (backlog) * устанавливаем равным 20. Пока один запрос обрабатывается, другие * запросы смогут подождать. */ ret = listen(connection_socket, 20); if (ret == -1) { perror("listen"); exit(EXIT_FAILURE); } /* Основной цикл обработки подключений. */ for (;;) { /* Ожидание входящих подключений. */ data_socket = accept(connection_socket, NULL, NULL); if (data_socket == -1) { perror("accept"); exit(EXIT_FAILURE); } result = 0; for (;;) { /* Ожидание следующего пакета с данными. */ ret = read(data_socket, buffer, BUFFER_SIZE); if (ret == -1) { perror("read"); exit(EXIT_FAILURE); } /* Проверяем, что буфер завершается 0. */ buffer[BUFFER_SIZE - 1] = 0; /* Обработка команд. */ if (!strncmp(buffer, "DOWN", BUFFER_SIZE)) { down_flag = 1; break; } if (!strncmp(buffer, "END", BUFFER_SIZE)) { break; } /* Добавляем полученную команду. */ result += atoi(buffer); } /* Отправка результата. */ sprintf(buffer, "%d", result); ret = write(data_socket, buffer, BUFFER_SIZE); if (ret == -1) { perror("write"); exit(EXIT_FAILURE); } /* Закрытие сокета. */ close(data_socket); /* Завершаем работу по команде DOWN. */ if (down_flag) { break; } } close(connection_socket); /* Удаляем сокет. */ unlink(SOCKET_NAME); exit(EXIT_SUCCESS); } /* * Файл client.c */ #include <errno.h> #include <stdio.h> #include <stdlib.h> #include <string.h> #include <sys/socket.h> #include <sys/un.h> #include <unistd.h> #include "connection.h" int main(int argc, char *argv[]) { struct sockaddr_un addr; int i; int ret; int data_socket; char buffer[BUFFER_SIZE]; /* Создание локального сокета. */ data_socket = socket(AF_UNIX, SOCK_SEQPACKET, 0); if (data_socket == -1) { perror("socket"); exit(EXIT_FAILURE); } /* * Для переносимости очищаем всю структуру, так как в некоторых * реализациях имеются дополнительные (нестандартные) поля. */ memset(&addr, 0, sizeof(struct sockaddr_un)); /* соединяем сокет с адресом сокета */ addr.sun_family = AF_UNIX; strncpy(addr.sun_path, SOCKET_NAME, sizeof(addr.sun_path) - 1); ret = connect (data_socket, (const struct sockaddr *) &addr, sizeof(struct sockaddr_un)); if (ret == -1) { fprintf(stderr, "The server is down.\n"); exit(EXIT_FAILURE); } /* Посылаем аргументы. */ for (i = 1; i < argc; ++i) { ret = write(data_socket, argv[i], strlen(argv[i]) + 1); if (ret == -1) { perror("write"); break; } } /* Отправка результата. */ strcpy (buffer, "END"); ret = write(data_socket, buffer, strlen(buffer) + 1); if (ret == -1) { perror("write"); exit(EXIT_FAILURE); } /* Получение результата. */ ret = read(data_socket, buffer, BUFFER_SIZE); if (ret == -1) { perror("read"); exit(EXIT_FAILURE); } /* Проверяем, что буфер завершается 0. */ buffer[BUFFER_SIZE - 1] = 0; printf("Result = %s\n", buffer); /* Закрытие сокета. */ close(data_socket); exit(EXIT_SUCCESS); }
Пример использования SCM_RIGHTS приведён в cmsg(3).
recvmsg(2), sendmsg(2), socket(2), socketpair(2), cmsg(3), capabilities(7), credentials(7), socket(7), udp(7)
2018-04-30 | Linux |